Война кланов в Японии 1600 г.





Армии, участвовавшие в битве при Сэкигахаре, были примерно одинаковыми по численности, а входившие в них конные самураи имели сходное вооружение. Они сражались рядом с десятками тысяч пехотинцев-асигару, из которых многие были вооружены аркебузами.

Армии Восточной и Западной коалиций были практически идентичны по своему составу В них входили хорошо подготовленные и вооруженные дисциплинированные бойцы. Командиры старших возрастов с обеих сторон являлись ветеранами гражданской войны последней половины XVI века, а командиры помоложе успели принять участие в Корейском походе Хидэёси. Основой силы и маневренности войск была строжайшая дисциплина. Каждый воин имел свою задачу, хорошо понимал, в чем она состоит и занимал свое место. Ценой ошибки могла стать потеря социального положения, изгнание и даже смерть. «Званий» (мест в иерархии) в японской армии того времени было немного, особенно если рассматривать это понятие с современной точки зрения. Даймё (или бароны) руководили членами своих собственных кланов и обычно именовались в соответствии с европейской традицией генералами. Они могли командовать на поле боя от 500 до не-р скольких тысяч воинов. Офицеры были непосредственными вассалами, или главными держателями, даймё. В их число также входили и главы собственных кланов, которые, таким образом, оказывались генералами в подчинении генералов. Смешение званий и должностей, а также отсутствие какого-либо упорядочения в численности контингентов сильно затрудняет разбор сражения. Каждый клан или отряд обычно считается отдельным подразделением численностью до бригады, однако следует учесть, что подобный подход позволяет составили лишь общее представление.

Отношения между вассалами и союзными отрядами и их единым главнокомандующим были примерно такими же, как во время Второй мировой войны в Объединенном командовании союзными армиями. Существовали различные внутренние командные инстанции, а также отдельные более высокие инстанции, осуществлявшие руководство группами отрядов. Во многих случаях подобная запутанная военная организация, сильно осложнявшаяся личными амбициями командиров, приводила к катастрофе. Во время Сэкигахарской кампании двое из военачальников Иэясу так яростно спорили о том, кто должен первым атаковать замок Гифу, что они бросили друг другу вызов на поединок, прежде чем их помощникам удалось смягчить ситуацию.

Часто в японской армии командующим приходилось принимать во внимание то обстоятельство, что, независимо от качества проработки плана кампании, его осуществление неизбежно оказывалось в руках воинов, которых больше волновало упрочение своей личной репутации, чем достижение какого-то конкретного результата. Подобные проблемы постоянно возникали во время Корейского похода. Именно это обстоятельство объясняет, почему Иэясу, который был талантливым стратегом, действовал так медленно и осмотрительно: он хотел убедиться, что его приказы выполняются, и ситуация развивается в соответствии с планом.

Некоторые даймё обеспечивали своих воинов одинаковым вооружением и одеждой. Такое единообразие укрепляло моральный дух войск и помогало различать своих в гуще боя. Самым ярким примером такого подхода являлись «Красные дьяволы» Ии Наомасы, у которых не только доспехи, но даже копья были выкрашены в ярко-красный цвет. Другие даймё вооружали своих людей тем, что имелось в их распоряжении, или же просто выплачивали бойцам определенную сумму, чтобы они сами приобрели себе все необходимое. Многие воины добывали себе доспехи и оружие в ходе освященной веками традиции грабежа трупов, присваивая себе лучшие элементы вооружения павшего врага. Хотя официально такие действия осуждались, подобная практика не была редкостью.

Основную часть войск составляли набиравшиеся среди простого населения асигару, которые обычно получали самое простое снаряжение. Их защитное вооружение чаще всего состояло из скрепленных меяеду собой маленьких пластинок, формирующих некое подобие доспеха, небольшой панцирь или нагрудник из тонкой стальной пластины, либо доспех, защищавший воина только спереди. Большинство асигару носили самые разные шлемы. Рукава их курток были стегаными или снабжались кусочками металла. Также многие асигару использовали отдельные элементы защитного вооружения, например, наголенники. Бедра были защищены хай-датэ, частью доспеха, напоминавшего фартук или юбку. Хотя этот предмет вооружения мог существенно затруднять движение, большинство воинов все же надевало его во время боя.

Доспехи брони были очень разнообразными, как и способы их украшения. Даже самый простой панцирь мог снабжаться утопленными заклепками, заклепками с выпуклыми головкам и даже декоративными заклепками. При его создании использовались всевозможные линии реза (прямые, пилообразные, волнистые и Т.Д.).

Оружие и вооружение

Одной из наиболее характерных особенностей японских доспехов конца XVI века было сасимоно-высокое заплечное знамя, которое крепилось сзади к поясу и тыльной части доспеха. На этих флажках изображался мон, или герб, самурая, командовавшего данным отрядом. Благородные воины, конечно же, не носили сасимоно. Вместо этого у них были собственные знамена и знаменосцы. В одной армии могли быть тысячи подобных флажков различных отрядов, что обеспечивало в бою быстрое распознавание своих или противника.

Основным оружием обычного самурая было длинное копье-яри, которое также использовалось конницей. Длина яри составляла около трех метров, хотя некоторые кланы могли иметь более короткие или длинные копья. Кроме того, самураи обычно носили пару мечей: длинный меч, называемый тити или катана, и короткий-вакидзаси. Даже самые бедные воины имели длинный меч, но чаще-короткий. Вакидзаси обычно использовался, чтобы отрубить убитому врагу голову, являвшуюся важным трофеем победителя. В конце сражения головы подсчитывались, и таким образом определялись лучшие воины, которые затем представлялись командующему в ходе особой торжественной церемонии.

Каждый клан как Западной, так и Восточной коалиции имел в своих рядах десятки или даже сотни воинов, вооруженных аркебузами. Впервые завезенное в 1542 году из Португалии, к 1600 году это оружие изготовлялось в самой Японии в огромных количествах, и аркебузиры в значительной степени вытеснили из армии лучников и снизили значение лука. Появление аркебузы изменило саму суть японского военного искусства. Коїда-то поединок между самураями был определяющим фактором войны. Теперь же обычный крестьянин мог убить самого могущественного даймё с большого расстояния.