Парусные боевые корабли строились из древесины, пропитанной для гидроизоляции смолой, их паруса изготовлялись из плотной конопляной или льняной ткани (парусины), а для такелажа использовались смоленые пеньковые канаты. Поэтому огонь мог очень быстро распространиться на борту боевых кораблей, и если он выходил из-под контроля, то практически всегда уничтожал судно полностью. Практика преднамеренного поджога корабля и направления его на строй вражеского флота так же стара, как и морская война. Однако своего пика применение этого приема достигло в XVII веке, когда была разработана конструкция особых французских брандеров.
Война за независимость Греции стала последним конфликтом, в котором активно использовались брандеры — уже оставалось совсем немного времени до наступления эпохи броненосцев. Греческие брандеры представляли собой обычные небольшие парусные корабли меньше 20 метров в длину. Они комплектовались квалифицированными командами, знакомыми с местным течением и ветрами, и поэтому легко захватывали врасплох в Эгейском море тяжелые османские боевые корабли. Как правило, команда оставалась на корабле, пока не оказывалась рядом с турецким линкором, часто бросая шлюпочные якоря на палубу, чтобы скрепить оба корабля. Затем моряки поджигали заранее заготовленный на борту горючий груз (бочки с соломой, ткань, пропитанную нефтью, и др.), а затем уплывали на маленькой шлюпке.