Военные круги Австрии и Пруссии совершенно по-разному подходили к техническим новинкам и перевооружению армии.
После революции 1848 года в Германии Пруссия стала конституционной монархией с двухпалатным парламентом. Однако прусская армия осталась под полным контролем монархистов и лично короля Фридриха Вильгельма IV. Отто фон Бисмарк был избран в прусскую Палату депутатов. Он считал, что прусская армия является тем инструментом, с помощью которого можно объединить Германию, доминирующую роль в которой будет играть Пруссия и ее армия.
Преемник Фридриха Вильгельма IV, Вильгельм I, приступил к реорганизации армии, которая, как считали многие, была ослаблена либеральными реформами, последовавшими за революцией. Король планировал увеличить численность войск, реорганизовав полковую систему. Эта новая регулярная армия состояла из крестьян, которые были лояльны и к королю, и к консервативно настроенным юнкерам (прусским землевладельцам).Начальником Генерального штаба в 1848-1857 годах был Карл фон Рейхер. Он продолжил подготовку офицеров Генштаба, которая, впрочем, была несколько ограниченной из-за экономических проблем мирного времени. В ходе проведенной Рейхером реорганизации количество офицеров Генштаба было увеличено до 64.Рейхера сменил генерал-майор Гельмут фон Мольтке, который до этого был адъютантом кронпринца Фридриха. Как и Бисмарк, Мольтке был абсолютно уверен, что будущее Пруссии зависит от ее армии.Мольтке, которого некоторые считал; «невоенным» и неперспективным гене ралом, был талантливее большинств офицеров-традиционалистов и име. более широкие взгляды, чем онг Именно живость ума позволил Мольтке быстро понять значени новых возможностей и использоват их, в том числе технические новинки вооружении и железные дороги.
Мольтке немедленно приступил реорганизации Генерального штаба, со: дав четыре самостоятельных отдела Восточный, Германский, Западный Железнодорожный, занимавшихся пла нированием и стратегическим аналк зом. Кавдый из них отвечал за соотвст ствующее географическое направлена а Железнодорожный отдел осуществля связь с государственными ведомствами и коммерческими организациями, управлявшими железнодорожной сетью. Также Мольтке создал дополнительный Военно-исторический отдел, который анализировал опыт предыдущих войн.Мольтке усилил подготовку и расширил обязанности отдельных штабных офицеров, что было частью его плана по возможности предоставления инициативы на местах в рамках осуществления общей задачи. Штабные офицеры должны были знать, как эффективно использовать такие технические новшества, как железные дороги и телеграф.Мольтке также заботился о том, чтобы его офицеры Генштаба не только изучали военную теорию, но и получали как можно больше практического опыта, для чего они участвовали в военных играх и в ежегодных военных маневрах. В результате прусские командиры были готовы проявлять инициативу и оперативно использовать в своих интересах любую представившуюся возможность.