- Главная
- Статьи
- Войны и битвы Наполеона
- Вступление Резервной армии Бонапарта в Италию
Вступление Резервной армии Бонапарта в Италию стало для австрийцев неожиданностью, поэтому им пришлось отступать с боями. 4июня армии Массена пришлось сдать Геную. Хотя она, как и находившиеся западнее войска Сульта, оказала упорное сопротивление, сковав под Генуей значительные силы австрийцев, у нее закончилось продовольствие. Однако, Массена удалось сдать город на крайне выгодных условиях, получив возможность беспрепятственно вывести войска из Генуи в западном направлении. В результате того, что французским войскам удалось долгое время удерживать осажденный город, австрийская армия не смогла двинуться на север, чтобы перехватить Наполеона, армия которого уже спускалась с Альпийских перевалов.
Больше всего первого консула беспокоила его артиллерия, большая часть которой задержалась из-за сильного сопротивления австрийцев, защищавших стратегически важный форт Бард на реке Дора-Бальтеа. Наполеон с основными силами своей армии достиг Милана 2 июня 1800 года.Следующей целью Бонапарта была Пьяченца, заняв которую, можно было контролировать расположенный на Мануанской дороге мост через реку По. Когда конница Мюрата и пехота Буде пробивались в Пьяченцу, австрийцы под командованием Отта также уже были на подходе. Генерал-майор Мозель двигался все по той же Мантуанской дороге с резервной артиллерией, в то время как фельдмаршал-лейтенант О’Рейли возглавил авангард армии, чтобы соединиться с бригадой Гоггесхейма. 5 июня Буде и Мозель одновременно достигли Пьяченцы. Мозелю удалось взять под контроль обе стороны моста и блокировать наступление французов. Войска Буде были отброшены назад картечью, но в конце концов сумели оттеснить измотанные войска Мозеля, которые тем вечером оставили предмостное укрепление, частично разрушив мост.
На следующее утро с двумя эскадронами прибыл О’Рейли и принял на себя командование австрийской обороной, в то время как Мозель продолжал отходить на восток. Тем временем французы перебросили через По уже более 6000 солдат. О’Рейли решил держаться, дожидаясь, когда будет выведена резервная артиллерия. Через три часа солдаты Мюснье очистили город от противника. Узнав о французском наступлении на реке По, австрийцы приняли дополнительные меры по обеспечению своих линий коммуникаций. Однако, пока что было непонятно, куда пойдет Наполеон — на Мантую или на запад против главной австрийской армии. 6 июня Мелас выехал из Турина в Алессандрию. Он приказал Отту идти к Пьяченце и соединился с оборонявшим предмостные укрепления Готгесхеймом.Однако было уже слишком поздно: О’Рейли отступал из Пьяченцы с тремя эскадронами гусар, чтобы соединиться со своей пехотой, стоявшей на главной дороге. Зная, что Ланн угрожает его левому флангу, О’Рейли рано утром 8 июня эвакуировал Страделлу. Инженеры Мюрата восстановили мост в Пьяченце, давая возможность остальной части французской армии пересечь реку. О’Рейли теперь предстояло прокладывать себе дорогу с боями, поскольку в тылу находился Сюше, а Вукассович отходил к Ольо.
Задержавшиеся из-за разлива рек 12 ООО солдат Отта смогли добраться до Вогеры только 8 июня, а О’Рейли в это время занял позиции у Санта-Джульетгы. Утром 9 июня его передовые разъезды столкнулись с легкими частями Ланна. О’Рейли сообщил Отгу, что стоящие перед ним силы противника составляют около 6000 человек. Австрийские командующие решили сконцентрировать свои войска и отбросить явно уступавшие им в численности французские войска, а затем освободить Пьяченцу.Около 09:00 французы вернулись и оттеснили солдат О’Рейли из Санта-Джульепы к Ривалто, где О’Рейли закрепился на позициях, чтобы не дать пройти колонне генерала Ватрена. Подошедший примерно через два часа Вартен разделил свои войска и обошел Ривалто с обоих флангов, заставляя О’Рейли отойти. В это время колонна Отта двигалась к Кастеджио, еще не зная, что французские войска находятся поблизости. Отт отправил шесть батальонов под командованием Готгесхейма занять холмы к юго-востоку от окруженной стеной деревни Кастеджио, которая господствовала над дорогой Турин-Мантуя.
Наступление Ватрена на Кастеджио было остановлено огнем засевших на господствующих высотах солдат Готтесхейма. Однако, увидев, что австрийский правый фланг не защищен, французы двинулись к холмам, чтобы атаковать его. Ланн начал неэффективную лобовую атаку на войска Готтесхейма, которая была успешно отбита огнем артиллерии. 12-й гусарский полк пошел на штурм деревни, рассеял австрийцев и смог добраться до второго каменного моста, где был окружен частями О’Рейли и рассеян.В это время австрийское командование получило сведения, что приближается Бонапарт с главными силами французской армии. Несмотря на то, что все командиры убеждали Отта отойти, он развернул свои войска, собираясь дать противнику бой. Он усилил свое ослабленное правое крыло 18-м пехотным полком и артиллерийской батареей, что позволило ему перестроить свою линию и выдвинуть ее вперед к холмам, выходящим на дорогу. В деревне легкие войска О’Рейли вступили в перестрелку с 6-м полком легкой пехоты, вскоре к нему подошли совершившие марш-бросок
шесть батальонов Шелленберга.
Наконец Ланн понял, что ему противостоят силы более значительные, чем небольшой арьергард. Проведенная им поспешная атака поставила его войска в невыгодное положение, а наступления на деревню и на крайнем левом фланге были отбиты. Кроме того, создавалась угроза оказаться отрезанным от главной дороги войсками Фогельзанга. Поскольку на обоих флангах французской армии стало накапливаться значительное количество австрийских войск, Ланн вызвал подкрепление из Брони. Когда к французам прибыло подкрепление, Ланн решил возобновить наступление. Шамбарлак атаковал по фронту позиции Фогельзанга, а Менони в это время усилил давление на правый фланг австрийцев. Он атаковал с флангов 17-й пехотный полк и взял много пленных. Австрийские командиры спешно собирали свои рассеянные части, пытаясь организовать сопротивление передовым отрядам французской армии и дать время правому флангу Готтесхейма отойти.В центре французского фронта солдаты Риво пересекли ручей, текущий юго-восточнее Кастеджио, и после ожесточенного боя отрезали находившиеся в Кастеджио части О’Рейли от дивизии Фогельзанга. После того как противник обошел его с правого фланга, Фогельзанг был вынужден начать отход, открывая путь для солдат Риво, стремящихся окружить деревню Кастеджио.
Отт понял, что войска Ланна являются авангардом Резервной армии, и что наступил момент начать срочное отступление. Французы, воодушевленные видом австрийских войск, оставляющих свои позиции, ринулись на штурм деревни под сильным картечным огнем. Две атаки закончились неудачей, а когда уже была подготовлена третья, Ланн попытался обойти с фланга австрийское левое крыло — и австрийскую артиллерийскую батарею.Имея сильно растянутую линию фронта с практически смятым правым крылом, Отт подготовился к отступлению. Слева вымотанные войска Шелленберга были разгромлены, когда 6-й полк легкой пехоты пересек по мосту Коппу. На высотах у Кастеджио истощенные войска Фогельзанга наконец начали отступление вдоль верховий Коппы к Монтебелло.
О’Рейли оставил одну батарею, чтобы удерживать Кастеджио, когда Ланн бросил в бой очередной свежий полк. 96-я полу-бригада ударила в штыки, но австрийский арьергард оказал ожесточенное сопротивление. В конечном счете О’Рейли был вынужден уйти по второму мосту под прикрытием пушек на левом берегу Коппы.Было около 17:00, когда войска Отта отступили к Монтебелло. Боевые действия в этом районе продолжалась до самой ночи, после чего Отту удалось объединить свои разрозненные части в две группы, отступившие к Вогере, расположенной в 8 км к западу по главной дороге. Этот бой стоил австрийцам 2100 человек убитыми и 2500 пленными при примерно таких же потерях с французской стороны. Когда 10 июня забрезжил рассвет, две австрийские колонны двинулись назад через Тортону и Кастельнуово за Скривию. Победа при Кастеджио-Монтебелло еще больше упрочила стратегическое положение Наполеона, который теперь занимал важнейшую позицию — узкую горловину на дороге Турин-Мантуя и уверенно лишал Меласа возможности совершить маневр.