- Главная
- Статьи
- Войны и битвы Наполеона
- Прибытие на поле боя корпуса Дезе
В 16:30 австрийцы решили, что сражение ими выиграно, но неожиданное прибытие на поле боя корпуса Дезе в корне изменило ситуацию.Около 15:00 Бонапарт наконец прибыл на поле битвы при Маренго. Виктор и Ланн закреплялись на новом оборонительном рубеже севернее Спинетгы посреди виноградников, между ними располагалась кавалерия Шампо. Угроза окружения еще больше возросла, когда австрийцы двинулись вперед, стараясь обойти левый и правый фланги и перерезать основные линии коммуникаций. Бонапарт прекрасно понимал, что его армия, безнадежно уступавшая в численности противнику, упустила инициативу. Он мог надеяться только на то, что ему удастся удерживать австрийцев до того, как к месту сражения подойдет Дезе со своими 9000 солдат.
Наполеон был вынужден использовать свой последний резерв — гренадер Консульской гвардии. Он также приказал недавно прибывшей дивизии Монье остановить Отта, растянув линию обороны до Кастель-Чериоло. Здесь французы добились незначительного успеха и даже на некоторое время смогли вернуть себе Кастель-Чериоло. Однако Бонапарт понимал, что Отт вскоре поменяет направление своих ударов и продолжит прорываться в восточном направлении через бреши, которые постоянно возникали во французской линии обороны. В отчаянной попытке воспрепятствовать этому, он отдал гвардии новый приказ: быть готовой отразить потенциальное нападение с севера.Когда началась атака, Готтесхейм бросил четыре эскадрона 10-го драгунского Лобковица полка на лучшую пехоту Бонапарта. Драгуны мчались вперед сквозь ливень из мушкетных пуль и картечи. Не добившись успеха, конница ушла на север, преследуемая кавалерией Шампо, которую теперь возглавил Мюрат. Но когда Мюрат наткнулся на колонну Штикера — авангард 51-го пехотного полка, — австрийцы ударили в штыки и отогнали французскую конницу на ее исходные позиции.
Тем временем гвардия продолжала свой марш. Достигнув передовых частей колонн Шелленберга, она повернула налево, чтобы развернуться в боевой порядок лицом на запад, поскольку авангард австрийских колонн уже пересек Каво-ди-Фонтаноне и развернулся в восточном направлении, зацепившись крылом за Каво. Наступление австрийцев, у которых впереди находились два батальона 51-го пехотного полка и батальон 28-го пехотного полка Фрёлиха, было остановлено гвардией у небольшого рва. На стороне гвардии было численное преимущество, но трансильванские батальоны имели более сильную артиллерийскую поддержку. Внезапно наступила тишина: австрийцы изготовились к штыковой атаке, а за спиной гвардейцев послышался топот копыт, свидетельствовавший о наступлении австрийской кавалерии.Гвардия оказалась в крайне опасном положении — от войск Ланна ее отделял разрыв примерно в 500 метров. Четыре эскадрона Фримона, только что добившиеся успеха непосредственно в Маренго, получил приказ через этот промежуток обойти Ланна с фланга и отрезать ему пути к отступлению. ОднакоФримон увидел возможность разгромить элитную пехоту Наполеона и нанес удар на север по гвардии. Большинство солдат сложило оружие, лишь примерно ста гвардейцам удалось бежать.
Разгром французской армии
В этот момент сражения боевой дух французских солдат начал стремительно падать. 72-я полубригада, ранее успешно наступавшая, а также Консульская кавалерия отказались идти в атаку, чтобы уменьшить давление на пехоту Ланна.Дальнейшее наступление Готтесхейма и Отта должно было отрезать Ланна, в связи с чем он решил отступить. Когда около 16:30 французы начали отход на восток, Наполеон и Мюрат также оставили поле боя. В то время как уставшая за восемь часов непрерывного боя австрийская пехота сделала перерыв, легкая австрийская артиллерия организовала обстрел отступающих войск Ланна. Гардан и Шамбарлак все еще удерживали под сильным артиллерийским огнем позиции в районе Спинетты, но большая часть австрийских войск переходила по мосту на другой берег Фонтаноне. Посчитав, что сражение в целом закончено, Мелас отдал приказы об организации преследования отступающего противника, после чего из-за ран, полученных им во время сражения, отбыл в Алессандрию. Цах был вне себя от восторга — ему удалось обмануть самого Бонапарта! Было 16:30, и французы потерпели поражение. Или еще нет?
Австрийские части начали перестраиваться для преследования отступающих французов, в авангарде шел 47-й пехотный Кински полк Четыре эскадрона двигались на юго-восток чтобы обеспечить блокирование подхода возможных подкреплений от Дезе (они не знали, что он был уже на подходе к полю боя). Солдаты Готтесхейма двинулись на северо-восток а Кайм в это время преследовал отступающие войска Ланна. Австрийцы не ожидали встретить организованного сопротивления, однако, когда они приблизились к виноградникам у старой дороги, авангард колонны попал под сильный огонь засевшей в укрытиях пехоты, в результате чего находившиеся в центре войска Кайма стали отставать от флангов.
Виктор практически без поддержки удерживал линию Фонтаноне в течение семи часов, выигрывая время для Бонапарта. Хотя часть французской армии сломала построения, Ланн также сумел сохранить боевые порядки. Около 6000 солдат так и не дрогнули перед австрийцами, двигавшимися через Маренго, и французские войска в полном порядке отступили под прикрытием кавалерии Келлермана и Мюрата.Тем временем Наполеон перестроил свои войска у Сан-Джулиано. Части Виктора находились к югу от дороги, Ланн располагался к северу от нее, Монье занимал позиции сзади справа от него. В резерве на дороге находился Мюрат и Консульская кавалерия. Тем временем Наполеон получил обнадеживающие известия: австрийские части не выходили из Генуи, и солдаты Дезе должны прибыть из Ривалто ще-то около 17:30. В ожидании Дезе Бонапарт пытался выиграть время, направив 9-й полк легкой пехоты атаковать колонну преследования Цаха к югу от так называемой Новой дороги, но в бой не втягиваться и быстро из него выйти. Тем временем Мармон собрал столько пушек сколько смог, и сосредоточил их огонь на центре наступавшей австрийской армии, еще больше замед ляя темп ее движения.
Линия австрийских войск приняла форму полумесяца с выдвинутыми вперед правым флангом и войсками Отта на левом фланге, в то время как оказавшаяся под сильным огнем центральная колонна Кайма явно отставала. Некоторые штабные офицеры пытались убедить Цаха замедлить наступление, но он и слушать об этом не хотел: если французам удается миновать Сан-Джулиано, дорога к Тортоне будет открыта.Первая серьезная проблема возникла, когда австрийцы оказались к востоку от виноградников. 11-й пехотный полк Валлиса попал под шквальный огонь 2000 солдат 9-го полка легкой пехоты и пришел в полный беспорядок. Перестроившись под прикрытием подошедших австрийских драгун, пехотинцы пошли в атаку, оттесняя французов вместе с их батальонными пушками и батареями конной артиллерии. Теперь к 9-му полку легкой пехоты подошли войска Дезе (дивизия Генана). Келлерман получил приказ занять позиции на севере справа от Генана; Виктор и Гардан расположились слева, вступив в контакт с войсками де Брейи, наступавшими от Казина-Кросса.
Когда гренадеры пошли в наступление, Келлерман развернул 400 своих тяжелых всадников позади Генана и затем повер-
нул налево. Гренадеры вышли к позициям 9-го полка легкой пехоты и оба полка изготовились к штыковой атаке, в то время как Мармон вывел французские пушки из-под удара. Келлерман увидел, что судьба предоставляет ему великолепный шанс. Вырвавшись из виноградников на открытое пространство, он развернул свои эскадроны в линию, сформировал колонну и атаковал в промежуток между пушками. Он обрушился на левый фланг австрийских гренадер, тогда как 9-й полк легкой пехоты атаковал их с фронта. Вскоре три гренадерских батальона были перебиты или взяты в плен. Хотя сам Дезе был убит пулей в момент своего триумфа, его солдаты захватили пушки гренадер.Вторая часть колонны Келлермана отвернула вправо, чтобы атаковать легких драгун, которые попытались организовать контратаку, но вскоре были смяты и смешали свои ряды. Это был разгром — большая часть австрийцев бежала на север, чтобы присоединиться к Отгу. Генерал-майор Цах, ринувшийся вперед в попытке помешать атаке Келлермана, был взят в плен атакующими солдатами 2-го кавалерийского полка.
По мере того как пехота Кайма двигалась на восток от Маренго, ее линия становилась все более растянутой и уязвимой для атаки противника. Сначала через нее прошли перепуганные артиллерийские расчеты и кавалеристы Нобили, приведя пехоту в некоторый беспорядок и создав нервную атмосферу. Однако командирам удалось восстановить некоторый порядок, прежде чем в центре поля боя на небольшой возвышенности появились первые французские части. С оглушительными криками пехота Генана бросилась на растянутые линии Кайма и вскоре бьша уже рядом с австрийской пехотой. Утомленная пехота Кайма — она вела бои с самого утра — в беспорядке бежала.
Однако на правом фланге австрийская армия еще не потерпела полного поражения. Здесь гренадеры Паара и части 11-го пехотного полка остановили наступление французов у Сан-Джулианской дороги и даже отбросили их. Однако по всему фронту французская пехота успешно наступала, и австрийским войскам не оставалось ничего другого, кроме как вепнугься к Бопмиле. На севере Отг не был вовлечен в заключительную фазу боев в центре. Обнаружив, что австрийские войска быстро отходят к Маренго, он решил спасти свои войска, отступив через Кастель-Чериоло. Бонапарт все еще беспокоился о своим правом фланге и отправил Шамбарлака и Ланна заняться отступающими колоннами Отта. Австрийцы обнаружили, что Кастель-Чериоло занято французами, которые отбросили их назад. Однако, когда наступили сумерки, 18-й пехотный полк в ожесточенном бою пробился через деревню к предмостному укреплению у Бормиды. В течение ночи сравнительно неплохо сохранившиеся войска Отга присоединились к главной армии.
Когда в 19:00 штормовые облака затянули небо, отступающие в беспорядке австрийские войска пытались пересечь Фонтаноне. Между канавами и рвами прямо через них двигалась кавалерия, скапливающаяся у предмостных укреплений Бормиды. Только шесть гренадерских батальонов Вейденфельда, находившихся за виноградниками, оставались в хорошем состоянии. Если не считать вялых перестрелок, усталая кавалерия Келлермана не особенно беспокоила свежих гренадер, к которым присоединились 63-й и 47-й пехотные полки, осуществлявшие прикрытие в панике отступающей австрийской армии. Австрийцы отошли к Маренго, но затем под ударами Келлермана с фронта и гвардейской кавалерии справа были отброшены к Фонтаноне. Легкие войска О’Рейли под прикрытием Вейденфельда достигли предмостных укреплений, где соединились с частями Фримона, и дали последний бой в Маренго перед тем, как также отступить за Фонтаноне. Следовавшая за ними артиллерия попыталась пересечь Бормиду в стороне от моста, но потеряла два орудия и фургоны с боеприпасами, завязшие в грязи. Войска, которым удалось перейти мост, направлялись к месту, где находился разбитый еще накануне лагерь. Французские войска, также сильно измотанные боями, оставили преследование около 22:00 в районе Маренго,