- Главная
- Статьи
- Битва при Ватерлоо
- Кульминация сражения
В середине дня массированные атаки французской кавалерии были направлены против центра армии Веллингтона-они вышли из-под контроля и привели к большим потерям. После неудачной атаки д'Эрлона Ней решил провести лобовую атаку на Ла-Э-Сент. Незадолго до 16:00 две французские бригады выдвинулись вперед, но обнаружили, что части Королевского германского легиона (под командой майора Баринга) хорошо укрепили свои позиции. Всего через несколько минут атака была отбита, но в это время Ней увидел, что некоторые британские части стали возвращаться на свои позиции на обратном склоне холма, а «колонны» раненых потянулись в направлении Мон-Сен-Жана. Ней принял этот маневр за отступление и немедленно приказал кирасирам Мийо опрокинуть «отступающие» войска. Так или иначе, но в атаку оказались вовлечены не только кирасирская бригада: около 5000 французских кавалеристов-многие без приказа-ринулись в атаку’ на хорошо укрепленные позиции Союзников. Веллингтон приказал войскам построиться в каре и выдвинул несколько из них вперед, прикрыв артиллерийские орудия, ведущие огонь по противнику, чтобы канониры имели возможность в случае опасности укрыться в каре, а после отхода кавалерии вернуться к своим орудиям.
Двигавшаяся в промежутке между JIa-Э-Сент и Угумоном-в гору, через высокую траву и по сырой земле-французская кавалерия могла рассчитывать только на свою скорость, но артиллеристы буквально сравняли ее с землей. Целые шеренги уничтожилась пушечными ядрами, пробивавшими бреши в плотной массе людей и лошадей, в то время как гранаты и шрапнель нанесли большой урон в задних рядах атакующих.
Каре держат марку
Когда орудия начали бить прямой наводкой картечью, целые шеренги исчезали в одно мгновение, а напиравшим сзади лошадям осталось лишь спотыкаться о нагромовдение тел, которые еще вчера было частью самой великолепной кавалерии Европы. Волна тяжеловооруженных латников разбилась об ощетинившиеся штыками квадраты каре и отхлынула назад. Здесь кирасиры смешались с другими кавалеристами. отброшенными с других участков, и вновь попали под огонь орудий, линию которых они с таким трудом только что преодолели. Не менее четырех раз французская кавалерия ходила в атаку на каре Союзников, в ряде мест они даже были поддержаны конной артиллерией, но чаще-без всякой огневой поддержки и общей координации. Возможно, французская пехота и смогла бы приблизиться к позициям противника, но эту возможность они упустили.
К 17:00 почти все 10 ООО всадников бросились в водоворот боя в попытке помочь гибнущим передовым отрядам, но ожидаемой поддержки пехоты и артиллерийского огня, который смог бы заставить замолчать пушки Веллингтона, им так и не довелось дождаться. Хотя потери и среди стоящих в каре британских пехотинцев росли с каждой минутой, они продолжали стойко выдерживать кавалерийские наскоки. Локальные, хорошо рассчитанные удары легкой кавалерии и остатков тяжелой конницы Союзников помогли очистить поле сражения. Все атаки были отражены, когда, наконец, в 17:30 прибыло подкрепление-8000 пехотинцев из корпуса Релье, но было уже слишком поздно. Пехота лорда Хилла провела демонстрацию против Угумона, позволив находившейся за грядой холма артиллерии скорректировать огонь по французской пехоте. Ввиду того, что французская кавалерия все еще предпринимала попытки атак, пехота Веллингтона сформировала сильные (глубиной до четырех рядов) линии, чтобы штыками встретить новое нападение. Однако построение Союзников обеспечило такую плотность ружейного огня, что атака в течение десяти минут полностью выдохлась. Вторая главная атака на позиции армии Веллингтона, таким образом, также потерпела крах. И вот, наконец, на фланге французской армии появились пруссаки.
Пруссаки идут
Веллингтон ожидал, что два прусских корпуса, идущие к нему от Вавра, прибудут на его правый фланг где-то в 12-14 часов, поэтому он при развертывании армии оставил для них место позади дивизии Пиктона. Но IV корпусу фон Бюлова в пути предстояло преодолеть расположения находившегося в стадии перегруппировки И прусского корпуса, который был все еще дезорганизован после отступления от Линьи. Это произошло в Вавре, поскольку путь Бюлова лежал именно через эти места; кроме того, разбухшая грязь, которая задержала атаку французов на позиции Веллингтона, также сильно затруднила и движение пруссаков. В результате передовые части IV корпуса только после 16:00 начали прибывать к месту сражения. Первые бригады появились у Буа-де-Пари на самом крае правого фланга французов, где были встречены корпусом Лобау, стоящим под прямым углом к главной линии французских войск и прикрываемым на фланге дивизией Дюрюта. Захваченный в плен прусский гусар был привезен к Наполеону и подтвердил, что на подходе 30 000 пруссаков.